
Родительство без границ: взгляд на воспитание детей в разных странах мира
27.12.19
technovoin
Очевидно, что сейчас наступил своеобразный кризис родительства. Немало молодых семей переживают, что не имеют готового «сценария», надежного рецепта воспитания ребенка в современном мире — круговороте стремительных изменений, неопределенности, неуверенности и одновременно бескрайних возможностей.
К тому же они истово верят, что выбор ими тактики и стратегии родительства «отчеканит» будущее их детей.
Поэтому в сомнениях родители бросаются от эксперта к эксперту, от книги к книге, от сайта к сайту, руководствуясь единственной целью — вырастить счастливого, самого успешного, наивоспитаннейшего человека.
Впрочем, не кроется ли опасность в мысли, что существует единственный правильный подход к воспитанию?
Исследования показывают: современные мамы редко обращаются за советом к собственным матерям, поскольку разуверились в традициях воспитания и развития, в которых росли сами.
Зато с помощью специальной литературы и интернета они хотят найти какой-то другой путь, который станет гарантированно успешным «сценарием» воспитания ребенка. Однако не кроется ли в таком решительном стремлении определенная опасность?
Журналистка и блогер Кристина Гросс-Ло (Christine Gross-Loh) исследовала этот вопрос и сделанные выводы написала в книге «Родители без границ.
Секреты воспитания со всего мира». Автор утверждает, что во многих развитых странах не бросаются в родительский невроз и просто идут путем, принятым в их культуре и социуме. Но насколько же разные эти пути! Приведем несколько примеров.
В Японии и в скандинавских странах родители сфокусированы на культивировании в детях независимости и самостоятельности, поэтому с детства позволяют им самостоятельно заниматься теми или иными делами (посильными для детей).
В частности, японцы в возрасте от шести-семи лет сами пользуются общественным транспортом, передвигаются по людным улицам, ходят в школы, в магазины или кино, а также присматривают за младшими братьями и сестрами.
Зато дети в США находятся под пристальным присмотром родителей значительно дольше, особенно в публичных местах. Кристин Гросс-Ло отмечает: «Если бы я позволила своим детям вести себя в США так же, как в Японии, меня не просто считали бы сумасшедшей — кто-то обязательно позвонил бы в службу защиты детей!».
Аргументы в пользу воспитания в детях самостоятельности находим и в еврейской традиции воспитания, где издавна действует принцип: «Мы воспитываем детей, чтобы отпустить их». В детях важно развить самодостаточность, жизнестойкость, предприимчивость.
Для этого родители прежде всего должны позволить им действовать и ошибаться, в то же время эмоционально поддерживая, чтобы малыш чувствовал надежную опору в родительской любви и доверии.
Во многих западных странах основной акцент в воспитании делается на построении демократических взаимоотношений родителей с детьми. Например, в Финляндии ребенку сразу после рождения выдают паспорт и считают его гражданином.
Родители не имеют права ругать ребенка в публичных местах — это унижение, а за попытку шлепнуть или ударить ребенка на взрослого могут наложить штраф или даже арестовать.
В Швеции также является важным понятие «права ребенка». Например, право телесного контакта с родителями («доступа к телу»), которое на законодательном уровне ребенок имеет в любое время, если это нужно для его комфорта.
Это значит, что родители должны позволять ему залезть к ним в постель посреди ночи, а если не позволяют — это считают родительской небрежностью.
Физический контакт детей с родителями важен и для традиций стран Азии. Например, там дети могут спать с кем-то из родителей вплоть до восьми-девяти лет.
Впрочем, о демократии и правах ребенка здесь речь не идет: согласно азиатским традициям воспитания ключом к согласию в семье является безоговорочное послушание детей.
К тому же они истово верят, что выбор ими тактики и стратегии родительства «отчеканит» будущее их детей.
Поэтому в сомнениях родители бросаются от эксперта к эксперту, от книги к книге, от сайта к сайту, руководствуясь единственной целью — вырастить счастливого, самого успешного, наивоспитаннейшего человека.
Впрочем, не кроется ли опасность в мысли, что существует единственный правильный подход к воспитанию?
Исследования показывают: современные мамы редко обращаются за советом к собственным матерям, поскольку разуверились в традициях воспитания и развития, в которых росли сами.
Зато с помощью специальной литературы и интернета они хотят найти какой-то другой путь, который станет гарантированно успешным «сценарием» воспитания ребенка. Однако не кроется ли в таком решительном стремлении определенная опасность?
Журналистка и блогер Кристина Гросс-Ло (Christine Gross-Loh) исследовала этот вопрос и сделанные выводы написала в книге «Родители без границ.
Секреты воспитания со всего мира». Автор утверждает, что во многих развитых странах не бросаются в родительский невроз и просто идут путем, принятым в их культуре и социуме. Но насколько же разные эти пути! Приведем несколько примеров.

Самостоятельность и родительский надзор
В Японии и в скандинавских странах родители сфокусированы на культивировании в детях независимости и самостоятельности, поэтому с детства позволяют им самостоятельно заниматься теми или иными делами (посильными для детей).
В частности, японцы в возрасте от шести-семи лет сами пользуются общественным транспортом, передвигаются по людным улицам, ходят в школы, в магазины или кино, а также присматривают за младшими братьями и сестрами.
Зато дети в США находятся под пристальным присмотром родителей значительно дольше, особенно в публичных местах. Кристин Гросс-Ло отмечает: «Если бы я позволила своим детям вести себя в США так же, как в Японии, меня не просто считали бы сумасшедшей — кто-то обязательно позвонил бы в службу защиты детей!».
Аргументы в пользу воспитания в детях самостоятельности находим и в еврейской традиции воспитания, где издавна действует принцип: «Мы воспитываем детей, чтобы отпустить их». В детях важно развить самодостаточность, жизнестойкость, предприимчивость.
Для этого родители прежде всего должны позволить им действовать и ошибаться, в то же время эмоционально поддерживая, чтобы малыш чувствовал надежную опору в родительской любви и доверии.

Демократические взаимоотношения и послушание
Во многих западных странах основной акцент в воспитании делается на построении демократических взаимоотношений родителей с детьми. Например, в Финляндии ребенку сразу после рождения выдают паспорт и считают его гражданином.
Родители не имеют права ругать ребенка в публичных местах — это унижение, а за попытку шлепнуть или ударить ребенка на взрослого могут наложить штраф или даже арестовать.
В Швеции также является важным понятие «права ребенка». Например, право телесного контакта с родителями («доступа к телу»), которое на законодательном уровне ребенок имеет в любое время, если это нужно для его комфорта.
Это значит, что родители должны позволять ему залезть к ним в постель посреди ночи, а если не позволяют — это считают родительской небрежностью.
Физический контакт детей с родителями важен и для традиций стран Азии. Например, там дети могут спать с кем-то из родителей вплоть до восьми-девяти лет.
Впрочем, о демократии и правах ребенка здесь речь не идет: согласно азиатским традициям воспитания ключом к согласию в семье является безоговорочное послушание детей.
Автор статьи Юлия Скворцова. Спасибо, что прочитали статью до конца.
Заходите на мой YouTube канал для детей.
Всем Удачи!
Заходите на мой YouTube канал для детей.
Всем Удачи!
Другие материалы из этой категории:
Комментарии:
Добавить комментарий