Art-Veranda.ru - современное искусство

Какие бывают кисти используемые для масляной живописи?

09.02.16 technovoin
Существует несколько видов кистей для масляных красок. Основное отличие и требование к ним – повышенная жесткость, обусловленная спецификой работы с маслом.

Колонок


Кисть с ворсом из колонка считается лучшим выбором не только для масляной живописи, но и для рисования вообще. Высокое качество инструмента и длительный срок службы – это те свойства, которыми должна обладать каждая кисть.


Стоимость кистей из колонка наиболее высокая среди всех, однако все затраты оправдаются после первого же использования. Цена зависит от размера кисти, соответственно, чем она больше, тем стоимость выше. Инструмент изготовлен из натуральных материалов и ворса в том числе. Кисточки хорошо слушаются руки художника и оставляют четкие, гладкие мазки. Многие профессионалы в масляной живописи утверждают, что для портретистов кисть из колонка становится незаменимой вещью.

К сожалению, при всех своих достоинствах кисть из колонка подойдет не для всех полотен, так как, например, лен быстро сотрет ее ворсинки. Лучше всего использовать данный инструмент для рисования на картоне. Также кисточки не рекомендуется приобретать для объемных работ, так как они быстро сотрутся и выйдут из строя.

Щетина


Кисточка из щетины свиньи является наиболее экономичным вариантом, хоть и изготавливается из натурального ворса. Не все производители умеют делать кисточки качественно и контролировать правильность мазка. У щетинистых инструментов мазки получаются, в основном, грубыми.

Кисточка из свиной щетины является лучшей для начинающих художников, особенно, для их учебных творений большого формата. Для точных, маленьких по площади работ данная кисть не подойдет и может даже испортить результат. Зато при выполнении больших объемов работ инструмент становится незаменимым, тем более стоимость позволяет покупать их несколько.

В отличии от колонковой, щетинистая кисточка совершенно неприхотлива в уходе, но также имеет склонность к стиранию ворса о холст.

Синтетика


Такой вид кисточки целесообразно приобретать для работы на нетипичных поверхностях, например, ткани, стекле или дереве. В масляной живописи кисточка применяется для небольших работ или прорисовки деталей, но срок ее службы очень недолог. Она быстро становится слишком жесткой и бесформенной.

Стоимость инструмента варьирует между колонком и щетиной, но такую кисточку лучше использовать редко и для каких-либо специфических работ. Художники привыкли иметь дело с тремя основными видами синтетических кистей:
  • маленькие инструменты, круглые и тоненькие (подходят для деталировки);

  • плоские кисточки с широкой площадью;

  • веерные (применяются для разглаживания образовавшихся бороздок).

Следует отметить, что начинающим художникам такие кисточки не подойдут, так как быстро испортятся и требуют навыков использования.

Выбор кистей для масляной живописи


В наборе начинающего художника должны быть разные инструменты. Если новичок желает работать масляными красками, он должен иметь при себе такие кисти:
  • щетинистую кисть плоской формы (применяется для заполнения больших пробелов краской, для широких мазков и имеет номер 5);

  • щетинистую кисть круглой формы (помогает создать примерный вид будущей картины, подходит для длинных мазков рельефного вида и носит номер восемь);

  • щетинистую кисть плоской формы, короткую, имеющую округлое окончание (лучше всего подходит для деталировки, носит номер 2 и может заменяться синтетической кистью 4 номера или колонковыми инструментами от 1 до 4 номеров).

Это стандартный начальный набор кистей, который в зависимости от специфики и навыков художника будет пополняться и другими видами инструментария.


Советы покупателю кистей:
  • колонковые кисточки лучше брать небольшие (они стоят дешевле и дольше прослужат, так как их можно использовать лишь для прорисовки мелких деталей в композиции);

  • следует быть особо аккуратными при выборе щетинистых кистей (качество продукции разных фирм может значительно отличаться, поэтому приобретать их можно лишь у проверенного изготовителя);

  • так как чаще всего масляные работы довольно объемные и большие по площади, лучше всего покупать длинные кисточки;

  • начинающий художник может пробовать рисовать с минимальным набором кисточек, а остальные приобретать по ходу обучения и по необходимости (не имеет никакого смысла набирать сразу много кисточек, так как многие из них могут вообще не пригодиться);

  • другие виды кисточек, помимо описанных выше, являются слишком мягкими и не подойдут для работы масляными красками.

Изготовление кистей в домашних условиях


Такие кисточки подойдут тем художникам, которые рисуют картины красками из масла на больших холстах. Им важно оценивать общий вид будущего произведения, а не только уделять внимание деталям. Поэтому надставленная (или удлиненная) кисточка отлично подойдет в данном случае.

К ней придется некоторое время привыкать, но результат стоит того. Кроме того, такие инструменты можно сделать своими руками, не тратя лишние деньги. Для изготовления надставленной кисточки художнику понадобится старая испорченная кисть чуть большего объема чем та, которой он рисует.

Алгоритм создания надставленной кисти:
  • с помощью ножа отрезается головка непригодной кисточки;

  • ручка инструмента зажимается, а внутри просверливается отверстие;

  • в образовавшееся отверстие нужно капнуть прочного клея и вставить туда кончик кисточки, которой художник рисует;

  • после того, как клей высохнет, берутся плоскогубцы, и обойма непригодной кисточки сжимается так, чтобы она плотно обхватила новую;

  • сверху для верности и увеличения прочности наматывается изолента.

Работать такими инструментами очень удобно после периода адаптации, так как художник получает больше свободы действий и лучше оценивает общий вид картины, замечая неточности и требующие корректировки детали.


Правильное очищение и уход за кисточками


Масляные краски значительно отличаются своими свойствами от акварельных или гуаши. После их использования кисти нужно тщательно очищать по особой технологии. Если оставить кисточку после работы с маслом в краске, то в дальнейшем ее будет проще выбросить, чем привести в рабочее состояние.


Особенности чистки кистей после масляных красок:
  • для вытирания подходит только тряпка мягкой текстуры;

  • пальцами нажимая на кисть можно удалить с нее излишки краски;

  • для полоскания применяются специальные растворы (очищенный керосин, раствор терпентина);

  • для обмывания подходит гелевое мыло (очищать кисть следует в теплой воде);

  • пальцами нужно аккуратно, но тщательно удалить остатки краски, держа кисть под напором воды;

  • после очищения инструмент приглаживается по ходу ворсин;

  • сушка производится естественным путем, без использования тепловых приборов.

Чтобы кисточки не засохли, когда художник ненадолго отвлекается от картины, их можно опускать в обычную воду. Однако следует быть осторожными, так как инструменты, у которых обжимное кольцо не покрыто лаком, могут напитаться водой и деформироваться.

Продление срока эксплуатации кисточек


Для того чтобы инструмент прослужил как можно дольше, нужно придерживаться нескольких правил:
  • краска на кисточках не должна засыхать;

  • при непродолжительных перерывах (менее суток) можно оставлять кисточки в воде или подсолнечном масле;

  • после обмывания кисть должна протираться и затем обворачиваться бумагой, что препятствует распушиванию ворса;

  • если приходится оставлять кисть в растворителе, она не должна ворсом достигать дна емкости, иначе произойдет деформация;

  • смешивание разных видов красок недопустимо (кисточка быстро портится);

  • чтобы препятствовать деформациям кисточки надо оставлять сухими в емкостях щетиной вверх или же подвешивать щетиной вниз;

  • раз в месяц нужно проводить генеральную мойку кисточек с мылом, удаляя самые незначительные остатки краски, которые могли сохраниться на них;

  • колонковые и щетинистые кисточки следует оберегать от моли, так как они производятся из натурального материала.


Если инструмент все же потерял свою форму можно попробовать ее восстановить. Проще всего попытаться вернуть форму, подержав кисть несколько минут в кипятке (90 градусов). Также можно использовать мыло, выровняв ворс, нанеся мыло на кисти и оставив сохнуть пару часов. После этого кисти обмываются. При бережном и правильном уходе кисти для масляной живописи могут служить несколько лет.

Художник, чтобы быть уверенным в том, что его кисти не станут причиной порчи картины, должен особое внимание уделять их качеству и характеристикам. А чтобы не менять их каждый месяц, он должен уметь правильно ухаживать за кистями и не забывать об особенностях эксплуатации каждого вида.

Подпишитесь на обновления по RSS Art-veranda.ruRSS, RSS Art-veranda.ruE-mail или twitter Art-veranda.rutwitter и читайте новые статьи про современное искусство первыми!
Другие материалы из этой категории:
Комментарии:
Добавить комментарий
Наверх Вниз