Art-Veranda.ru - современное искусство

Интервью с художником Мартином Новиковым

06.08.13 technovoin
Рады приветствовать всех вас, дорогие наши друзья! Сегодня мы подготовили для вас интервью с художником Мартином Новиковым (Martin Novikov). С этих пор время от времени мы будем брать интервью у деятелей искусства, среди которых будут и художники, и фотографы, и скульпторы… Надеемся, список творческих личностей получится разносторонним. Так или иначе, все они будут иметь общий интерес, цель и смысл, связанный с искусством, творческой и созидательной деятельностью. Думаем, это будет познавательно и интересно. Ну а теперь перейдем к интервью с нашим сегодняшним гостем.

Расскажи о себе то, что считаешь нужным. Назовем это краткой автобиографией.

Большую часть своей жизни я спал. Это удивительно как нынешняя среда обитания человека усыпляет сознание. В школе учился не очень хорошо, много прогуливал. Прогуливая уроки, сидел в парке и рисовал. Тогда это были в основном скелеты и персонажи, навеянные компьютерными играми. В тот период мне и в голову не могло прийти, чтобы сделать рисование своей профессией. Окружающий мир убедил меня в том, что художники — это бедные люди, и только единицы добиваются успеха. После школы, опираясь на свою любовь к животным, я поступил в университет на факультет ветеринарной медицины. Вскоре я понял, что любовь к животным не очень-то состыковывается с данной профессией. Да и что было в моих конспектах? Опять же, в основном рисунки. Протянул я там три года из шести, да и третий год посещал занятия совсем мало, так как устроился на работу, дабы быть способным выплачивать ипотеку, которой обременил себя в ту пору. Тут ещё разразился экономический кризис, и единственным выходом для меня на тот момент была поездка на работу в Норвегию на рыбное производство. Получается, что бы проснуться мне пришлось окунуться в рыбные кишки и монотонный многочасовой изнурительный труд. Чтобы не превратиться в робота от отупляющей работы, я стал слушать аудиокниги. В них я искал ответ, что же мне делать, дабы улучшить свою жизнь. В Норвегии я получал намного больше, чем в Латвии, но счастья мне это нисколечко не прибавило. Основную мысль, которую я прочитал и прослушал во всех умных книжках, можно сформулировать так: занимайтесь тем, что вам нравится.

Усвоив это, я стал рисовать. И это сразу сделало меня счастливее, жить стало интереснее. Мало-помалу дела стали улучшаться, я смог вернуться домой к семье и посвящать творчеству много времени. Таким вот путём я пришёл к более осознанному существованию, хотя, может быть, моя осознанность мне только снится.

Талантливый современный художник.

Ты занимаешься творчеством по внутреннему зову или подходишь к искусству с коммерческой точки зрения? Как относишься к работам на заказ?

Можно, наверное, сказать, что по внутреннему зову. Просто это — единственное, что мне интересно, и единственное, что мне хочется делать. Заказы меня раздражают. Заказ, за который я бы взялся, звучал бы так: «Хочу картину такого-то размера с преобладанием таких-то цветов, остальное на ваше усмотрение».

Искусство является твоим основным источником заработка или скорее любимым занятием, которое ко всему прочему приносит доход?

Скорее второе.

Каким образом рождаются идеи для картин. Есть ли определенные методы, к примеру, ты подсматриваешь идеи в природе, человеческих взаимоотношениях и т.д. либо же они рождаются как вспышки в сознании с готовым конечным результатом, который нужно разложить по полочкам и приступить к его воплощению?

Есть один конкретный метод, которым я почти всегда пользуюсь. Как бы банально это не звучало, основа метода взята у Леонардо Да Винчи.
Леонардо настойчиво призывал своих учеников пробуждать в себе силу воображения. Для этого он придумал оригинальный и по тем временам весьма необычный способ, который он именовал «новой и вполне умозрительной идеей, которая – хотя и могла бы показаться тривиальной и почти смехотворной – имеет немалую ценность, ибо споспешествует духу изобретательства». В рамках этого метода он настоятельно советует ученикам подолгу и пристально всматриваться в камни, дым, тлеющие угольки, облака и придорожную грязь, воспитывая в себе способность видеть в этих низких и приземлённых предметах «подобие божественных пейзажей… и бесконечность Вселенной».
Майкл Дж. Гелб о Леонардо Да Винчи

Я не всматриваюсь в камни, дым и т.д. Я их заменяю хаотичными разводами и пятнами краски. Мой мозг организовывает их в образы, которые я рисую поверх этого хаоса абстрактных разводов и пятен.

Талантливый современный художник.

Есть ли у тебя самая любимая работа, несколько работ, возможно, серия картин? Расскажи, что ты в неё/в них вкладывал, историю создания, что хотел донести до зрителя?

Любимая работа — «Заманчивость звёзд». Она передаёт одно из любимейших ощущений, которое я испытываю в этом мире. Я очень люблю смотреть на звёзды, они манят своей таинственностью и это очень приятно. Я всегда хотел нарисовать картину, передающую это ощущение, но никогда не задавался такой целью, так как понятия не имел, как можно это чувство передать посредством визуальных образов, то есть, что конкретно нужно нарисовать.

Любимая картина современного художника Мартина Новикова. Акрил, масло.

Её рождение для меня было сюрпризом. Как обычно я вырисовывал образы из абстрактного хаоса, не имея понятия, как они в итоге свяжутся воедино. Когда почти вся картина была готова, меня осенило — это оно! Мне оставалось только назвать её. В итоге картина плюс название передают то приятное ощущение, которое я испытываю, смотря в звёздное небо. Ну, по крайней мере, для меня.

Случайно ли всё это вышло или же тут поработало моё подсознание, я не знаю.

Вдохновлённый своим творением я написал что-то вроде белого стиха к нему.

Заманчивость звёзд

Почему звёзды так манят?
Многие испытывают эту эмоцию,
Когда устремляют взор в звёздное небо.
Может быть, это смутные отголоски воспоминаний
О прошлых жизнях в других мирах.
Где-то там, среди сияния далёких звёзд, мы были кем-то ещё,
Видели другие миры, жили другие жизни, другое звёздное небо манило нас.
Где-то там была другая любовь и смерть.


Талантливый современный художник.

Что для тебя более ценно — конечный результат или сам процесс? И почему?

Я бы хотел нарисовать идеальную картину. Если отталкиваться от этого моего желания, то все мои работы являются промежуточными вариантами, так сказать ступеньками. Получается, что процесс более ценен, так как восхождение ценнее. Тем не менее, мне дороги мои картины, тяжело с ними расставаться, хотя бывало я уничтожал свои работы. По этому вопросу много противоречий у меня возникает. Я не люблю делить аспекты своей жизни по важности или ценности.

Мартин, а теперь вопрос о предназначении искусства. Как ты определяешь назначение высокого искусства, и расскажи, пожалуйста, какой смысл и назначение ты вкладываешь в свою деятельность, в частности.

Первая ассоциация со словосочетанием «высокое искусство» — это фрески мастеров эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Микеланджело, Леонардо. Как известно, заказывались их великие работы церковью. Какое же назначение у них было? Как мне кажется, церковь хотела подчеркнуть своё величие и, конечно же, увеличить число прихожан. Что означает больше власти и больше денег. Получается у высокого искусства назначение отнюдь не высокое. Думаю, в этом плане мало что изменилось. Зачем людям власть и/или деньги? Ведь им не нужны бумажки, монетки и циферки на банковском счету сами по себе. Весь смысл в предметах, которые можно за них получить? Мне кажется, что в конечном счёте, всё это ради ощущений, которыми человек может наслаждаться, не обязательно позитивными, люди наслаждаются грустью и т. п. Искусство дарит ощущения, в этом может заключатся его назначение.

Со смыслом дела хуже. Как сказал Стивен Хокинг, смысл может существовать только в пределах человеческого разума. Значит, смысл — понятие абстрактное и не объективное. Само существование, по-моему, бессмысленно, и мне это нравится. Мне не нужен смысл, чтобы творить. Процесс творения, а так же его плоды дарят ощущения, которыми я наслаждаюсь. В этом есть смысл. Других людей может зацепить какая-нибудь моя картина и вызвать у них ощущение, которым они смогут насладиться. В этом тоже вроде бы есть смысл. Если разбирать каждую картину по отдельности, то в каждой можно найти свой частный смысл. Например, смысл картины «Позитивная волна»: на переднем плане серые образования, которые олицетворяют проблемы, над ними поднялась оранжевая волна, которая скоро их поглотит и заполнит вашу жизнь своим позитивом.

Талантливый современный художник.

Как у художника, какие ощущения у тебя вызывает зритель, который смотрит твои работы в данный момент? Присутствует момент волнения и вообще насколько для тебя важна его оценка?

Вызывает любопытство и надежду. Надежду на понимание. Момент волнения не присутствует, так как оценка мне не важна. Потребовалось пару лет, чтобы дойти до такого уровня сознания.

Как ты стал художником: учился искусству или самоучка, давно ли занимаешься рисованием? Какой путь прошел, чтобы обрести себя в том амплуа, в котором на сегодняшний день предстаешь перед зрителем?

Я самоучка. Занимаюсь рисованием 4 года. Всякое было. Какое-то время я придумывал себе никнэймы, и думал, что буду рисовать определённым образом под стать им. И даже закупал нужные материалы для работ определённого типа. Но потом ими не пользовался, потому что приходили новые идеи и озарения, хотелось экспериментировать в других направлениях. В итоге я решил быть собой. Так проще.

Сколько времени в день ты рисуешь? Находишь ли время на изучение чего-то нового?

По-разному, от 2 до 10 часов. Да, нахожу.

Талантливый современный художник.

Перерисовываешь ли работы известных мастеров живописи, дабы разобрать их технику, провести анализ? Есть ли художники, к мастерству которых ты стремишься либо ты стараешься обособиться и слушаешь только собственный внутренний голос?

Нет, не перерисовываю, меня это не вдохновляет. Да, стараюсь обособиться, даже стараюсь не смотреть на других.

Какие инструменты и материалы ты используешь в работе? Можешь поделиться с начинающими художниками опытом работы с оными?

Я использую акриловые и масляные краски, кисточки, фанеру в качестве холста, акриловый грунт, ускоритель высыхания масляных красок, карандаш, фломастер, резинку, спирт, лак, иногда маскировочную жидкость.

Могу поделиться, но об этом можно было бы написать книгу. Ограничусь парой советов. Оптимизируйте всё под себя, чтобы было удобно. Например, тюбики с краской у меня 75 -100 мл, потому что они и удобны в применении, и, в то же время, хватает их надолго. Когда-то я покупал краску в банках, это экономичнее, но жутко неудобно, и получается, что минуты вдохновения вам приходится тратить на извлечение из них краски.

Мыслите шире. Не ограничивайтесь тем, что предлагают магазины для художников. В строительных магазинах тоже есть полезные вещи, как, например, фанера. Я использую её вместо холста, потому что она даёт возможность создать гладкую поверхность. Плюс, если вы хотите исправить место, где и так уже много слоёв краски, можно ошкурить их, получив в своё распоряжение первоначальную гладкую поверхность.

Талантливый современный художник.

Над чем работаешь сейчас и какие планы на ближайшее будущее?

Сейчас работаю над картиной значительно большего формата, чем мне свойственно. В ближайшем будущем планирую ещё более масштабные (с точки зрения размера холста) работы. Так же хочу попробовать себя в скульптуре. Полагаю, это будет делаться дигитально с последующей 3д распечаткой и доработкой.

Мартин, напоследок предлагаем разнообразить наше интервью и внести в него толику экзотики. Мы просим тебя задать вопрос (любой вопрос) самому себе и дать на него ответ. Быть может, мы что-то упустили, а тебе очень хочется поведать об этом.

Какой самый хороший поступок ты сделал в своей жизни?
— Стал вегетарианцем.

Что хотелось бы пожелать читателям нашего блога?

Чтобы у них была возможность заниматься тем, что им нравится.

Талантливый современный художник.

Напоследок, хотелось бы поблагодарить Мартина Новикова за столь откровенное интервью. Спасибо тебе, Человек! Мы желаем тебе вдохновения, прекрасного настроения и настроя, новых умопомрачительных картин и не одну дюжину благодарных и понимающих зрителей. Оставайся всегда таким же честным и настоящим!

Напомним, это было первое интервью на блоге о современном искусстве Арт-веранда, и, надеемся, оно успешно состоялось. Не забываем комментировать, делиться увиденным и прочитанным в социальных сетях. Желаем всем вдохновенного настроения, гармонии и успехов!
Подпишитесь на обновления по RSS Art-veranda.ruRSS, RSS Art-veranda.ruE-mail или twitter Art-veranda.rutwitter и читайте новые статьи про современное искусство первыми!
Другие материалы из этой категории:
Комментарии:
Добавить комментарий
Евгений Сусманович07.08.2013 в 09:44Интересный человек, интересные картины, и с Хокингом я согласен и с призывом к художникам мыслить шире (Художники! Применяйте фантазию! - интересно звучит, не правда ли), моя жена и на кафельных плитках палитру разводит и на столах рисует и входную дверь вот декупирует Всем спасибоответить
Наверх Вниз