Art-Veranda.ru - современное искусство

Интервью с фотографом Михаилом Тормаковым

28.01.14 technovoin
На днях Арт-веранду посетил современный абстрактный фотограф-экспериментатор Михаил Тормаков. Знакомство с ним произвело на нас впечатление, поэтому мы решили поговорить с Михаилом об абстрактном фотоискусстве в рамках интервью. Диалог получился насыщенным и интересным, надеемся, вы разделите наше мнение.

Михаил, здравствуй! Расскажи, пожалуйста, коротко о себе...

Привет! Начну наверное с того, что я отношусь к той категории людей, которые долго не могут найти себя. А это значит, что занятий по жизни было немало. Первым серьёзным увлечением стала гитара. За несколько лет самоотверженного труда, мне удалось набрать довольно хороший технический уровень и записать пару кассет с материалом, который хотелось пустить в ход. И поступив учиться в университет, я стал пробовать себя в разных коллективах. Но проблема была в том, что никто не хотел делать ничего нового, довольствуясь пребыванием в рамках уже существующего стиля. Самым успешным был проект Insomnia, однако и он просуществовал недолго. На третьем курсе университета я отчислился, так как совершенно перестал видеть себя программистом. И отдав долг Родине, попытался реализовать себя как DJ и продюсер. Спустя три года, в рамках проекта Electrobit мы запустили своё радио-шоу, где делились горячими новинками и эксклюзивными треками. Потом мне пришло предложение вести эфир на английской интернет-радиостанции. Были попытки писать и свою музыку, но мой диджейский опыт и огромное количество материала, который приходилось отслушивать перед эфирами, чётко сформировали в голове стандарты качества, которым моя музыка не соответствовала. На этот раз, столкнувшись ещё и с финансовой проблемой, было принято решение опять поменять сферу деятельности. Так я впервые обратился к фотографии. Поснимав какое-то время довольно стандартные для начинающего фотографа вещи, мне удалось устроится в журнал, где я проработал два года и получил колоссальный опыт предметной съёмки. И совсем недавно, летом 2013 года, доснимав свой последний сезон, я оставил коммерческую фотографию и начал посвящать больше времени творческим проектам. Изучая современное искусство я понял, что истинные чувства у меня вызывает нефигуративная живопись и фотография. Так я и стал фотографом-абстракционистом.

Фотограф Михаил Тормаков

Чем ты еще занимаешься, кроме фотографии?

В данный момент больше ничем, не хватает времени. Я готовлю несколько больших проектов на этот год и все остальные увлечения пока пришлось отложить. Даже от работы отказался, чтобы сконцентрироваться на творчестве и организации выставок. Вообще мне очень нравится живопись и фортепианная музыка, этим я хотел бы заниматься параллельно с фотографией.

Какие сложности чаще всего возникают в процессе фотосъемки?

В первую очередь, это, конечно, работа со светом. В любом жанре фотографии он является основным инструментом для получения выразительного изображения. Он создаёт атмосферу и помогает расставить акценты. И если фотограф умеет правильно его использовать, то всё остальное уходит на второй план. Ещё одна сложность, с которой я сталкивался, это люди. Иногда бывает непросто найти общий язык с человеком, как во время съёмки, так и в понимании того, как будет выглядеть конечный результат. Сейчас я веду диалог только с самим собой и это просто прекрасно.

Чем планируешь заняться в наступившем 2014 году?

В прошлом году появилось много идей и наработок, которые хочется воплотить в жизнь. Совсем скоро откроется первая выставка, где собраны работы, сделанные в ходе экспериментов, направленных на поиск новой техники получения фотографии. И весной я хочу показать следующий, уже более серьёзный проект, который станет отправной точкой для целого цикла. Дело в том, что мне удалось добиться полного отсутствия материальных объектов в кадре, заменив их некой формой живой материи, создающей новую реальность. Это сильно отличается от работ Ман Рэя и Кристиана Шада, которые в начале прошлого столетия тоже пытались расширить свои возможности, работая с фотоизображением. Осознание того, что я больше не завишу от окружающей действительности, дало большой толчок для новых исследований и размышлений. Работа в этом направлении, скорее всего, и станет моей основной деятельностью в нынешнем году.

Почему ты выбрал путь абстрактного фотографа?

Мне просто перестало нравится копировать действительность, хотелось самому что-то создавать. Я метался из жанра в жанр, но везде было тесно, хотелось большего. Периодически были попытки снимать абстракцию, но очень робкие, ведь в России это направление совсем не развито. Тогда взгляд устремился на запад, где было найдено огромное количество фотографов, занимающихся абстрактной фотографией. То, что они делали, просто поразило меня. Их работы больше напоминали картины. Огромное количество технических приёмов, неожиданные композиционные решения, цвет, способы обработки исходных снимков, — всё это открывало очень широкие творческие возможности. Я понял что это то, что нужно. Так всё и началось.

Абстрактное искусство Михаила Тормакова


Михаил, есть ли у тебя кумиры в фотоискусстве, от творчества которых ты приходишь в полный восторг?

В фотоискусстве нет. Фотографии я учился не у фотографов, а у художников. Проводя много времени в музеях и изучая каталоги известных мастеров живописи, я формировал своё виденье и чувство вкуса. Отсюда, наверное, и постоянное желание перешагнуть за грань фигуративного изображения. Сейчас меня очень интересуют работы авангардных художников начала двадцатого века, а так же сюрреалистов и основных действующих лиц Нью-Йоркской школы абстрактного экспрессионизма, таких как Аршил Горки и Ричард Дайбенкорн.

Как считаешь, каким будет современное искусство будущего?

Сложно сказать. Мы не раз затрагивали эту тему, но так и не пришли к чему-то определённому. Обилие новых технологий и материалов даёт всё больше возможностей для развития творческой мысли, однако, пока не ясно сможет ли это кардинально повлиять на развитие искусства в целом. Так же и значение самой концепции становится всё более значимым, при этом уже не важно на каком уровне выполнено произведение. Здесь масса вариантов и я наверное не возьмусь сказать, куда именно будет двигаться искусство XXI века.

К чему следует стремиться творческой личности, к каким формам?

К самопознанию, конечно. Потому что всё самое интересное внутри нас. Только слушая внутренний голос, человек может понять своё предназначение и найти то дело, которому можно себя посвятить.

Абстрактное искусство Михаила Тормакова

Считаешь ли ты фотографию смыслом своей жизни? Есть ли желание добиться колоссальных успехов на данном поприще?

В данный момент, фотография является отличным инструментом для достижения определённых творческих целей, не более. Я хорошо владею камерой и фоторедакторами, что позволяет мне быстро и максимально точно реализовывать задуманное. Это очень важно. Тем не менее, большая тяга к живописи и музыке должны со временем сыграть свою роль в моём творчестве. Так что я вполне допускаю, что в ближайшие годы что-то может измениться.

Михаил, ты ассоциируешь себя с социальной средой? Насколько близким или далеким находишь такое слияние.

Я больше люблю проводить время один. С самого детства я нахожусь в плену своих собственных идей и иллюзий, и социальная жизнь меня совершенно не занимает. Вместо того, чтобы кататься с горки, я предпочитал пойти подолбить лёд на озеро и понаблюдать, что будет происходить. И так всю жизнь. Я привык и рад этому. В такой атмосфере формировалось моё творческое мышление. Сейчас я имею собственный взгляд на то чем занимаюсь, убеждён в правильности того что делаю и не завишу от чужого мнения.

Абстрактное искусство Михаила Тормакова

Каким фотоаппаратом ты орудуешь в процессе съемки и какие объективы используешь?

Сейчас я использую камеру Canon 5D Mark III и пару недорогих объективов с фокусным расстоянием 35 и 50 миллиметров. Все остальные хочу продать, так как совершенно перестал ими пользоваться.

А теперь перейдем к традиционному «аттракциону» от блога Арт-веранда. Задай себе вопрос и дай на него ответ.

Есть ли жизнь на Марсе?
— Конечно нет.

И последний вопрос в рамках данного интервью касается личных пожеланий начинающим российским фотографам. С чего стоит начать новичку, к каким сложностям следует готовиться заранее?

Главная сложность в том, что фотографии нужно долго учиться. Нельзя стать профессиональным фотографом просто купив хорошую камеру. Только годы усердного труда, постоянное изучение изобразительных искусств и культуры в целом, сделают вас действительно хорошим профессионалом. Иначе вы будете просто одним из нескольких миллиардов людей имеющих фотоаппарат. Поэтому прежде чем начать, подумайте, может стоит потратить деньги на что-то другое?


Михаил, спасибо тебе за честность и открытость, это очень ценно! Надеемся, на продолжение беседы в обозримом будущем, чтобы поговорить более детально про абстрактное фотоискусство. Желаем тебе оставаться столь же оригинальным, создать свой стиль и совершенствовать формы. Нам нравятся твои попытки абстрагироваться, считаем, ты на правильном пути. Помни, когда твои личные фотографии станут шедеврами хотя бы для одного человека — это победа!

А теперь, друзья, хотелось бы обратиться к вам. Поделитесь мыслями относительно того понравилось ли вам интервью с фотографом Михаилом Тормаковым?

Подпишитесь на обновления по RSS Art-veranda.ruRSS, RSS Art-veranda.ruE-mail или twitter Art-veranda.rutwitter и читайте новые статьи про современное искусство первыми!
Другие материалы из этой категории:
Комментарии:
Добавить комментарий
Данидар01.02.2014 в 12:15Мне кажется, что когда у тебя имеется хороший опыт в фигуративном исполнении твоих задумок, когда среди таких работ появляются и шедевры, когда вырабатывается твой стиль в изображении объектов, и ты становишься узнаваемым, тогда можно пробовать себя и в абстракции. В ней, ведь, так же присутствует и личный взгляд, и свое мнение, свой стиль. Абстракция - это искусство не от балды и от бесталанности она не спасет. Например, если решили изобразить каракатицу, то она должна быть только вашей каракатицей. Чтобы кто ни глянул, сказал: «О, это его каракатица!» Легче всего уйти в никуда, делать то, не знаю чего и надеется при этом на какое-то понимание. Если это, конечно, искусство не только для себя любимого. Художник должен рисовать, рисовать и рисовать. Музыкант – играть, играть и еще раз играть. Фотограф – снимать, снимать и снимать. Получаются наработки, которые ценны временем, энергией, трудом, потраченными на них. Есть ли у Михаила такие наработки? Возможно. Может, они еще не реализованы, но желание творить у него огромное. Это и радует. Автору спасибо за интервью!))ответить
Костя Егоров28.01.2014 в 20:15Хорошо работаете Михаил, символьно, лаконично, одухотворённо, за что спасибоответить
28.01.2014 в 18:56Спасибо за интервью! Интересно заглянуть в будущее и увидеть-услышать синтез музыки, живописи и фотографии... Социум зачастую поглощает у человека возможность узнать себя, очень хорошо понимаю Михаила, спасибо за встречу с единомышленником)))ответить
Василиса Лир28.01.2014 в 18:28Спасибо за это интервью автору! Так здорово! Вы сумели подтолкнуть фотографа к тому, чтобы он РАСКРЫЛСЯ. Читаешь и начинаешь слышать этого человека, понимать его Видение. Это такое удовольствие перенимать энергетику человека не от мира сего, того, кто раздвигает границы реальности. И в то же время, ясно понимаешь, какой огромный труд стоит за любым достижением...Спасибо!ответить
Наверх Вниз